История храма
Эта церковь — одна из самых известных святынь С.-Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, Волковского православного кладбища.
Задолго до основания города, в окладной книге Водской пятины 1499—1500 гг., упоминается речка Сетуй, которую во времена шведского владычества в XVII в. называли Сютола (Су-тилла), то есть Волковка. Деревня с таким же названием, согласно писцовым книгам 1640 г., относилась к Спасскому погосту.
В 1710 г., с учреждением Александро-Невского монастыря, окружающие земля, в том числе и деревню Волково, Петр I передал во владение обители.
В 1714 г. вдоль Большой Московской дороги, проходившей по трассе нынешнего Лиговского проспекта, стали селить крестьян разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Они образовали Московскую ямскую слободу, к которой б декабря 1723 г. было приписано Волково поле — кочковатая, поросшая кустарником и покрытая болотом поляна.
В царствование Елизаветы Петровны, 11 мая 1756 г., по указу Сената было устроено кладбище Адмиралтейской стороны взамен кладбища при церкви св. Иоанна Предтечи. Последнее было расположено слишком близко к городу и мешало прогулкам императрицы по Ямской слободе в Семик и Прощеное воскресение.
3 декабря 1759 г. была освящена во имя Спаса Нерукотворного первая церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная церковь, тесная и холодная, не отвечала нуждам прихожан, и в 1776—1777 гг. усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 г. в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). В следующем 1782 г., она сгорела дотла, и в том же году причт активно взялся за постройку каменного храма в честь того же праздника. 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских иерархов — митрополит Гавриил (Петров). Во имя его небесного покровителя св. Архангела Гавриила в марте 1793 г. освятили придел на хорах над папертью Воскресенской церкви. Предполагается, что проект мог составить знаменитый русский зодчий, строитель Свято-Троицкого собора в лавре, И.Г Старов. В 1831 — 1834 гг. архитектор А. Ф. Воцкой надстроил колокольню и возвел ограду с воротами.
Со временем Спасская Церковь обветшала. В 1809 г. приняли решение о постройке нового храма, проект которого составил В. И. Беретти. Однако заложена была церковь только в 1837 г. при митрополите Серафиме по упрощенному и значительно удешевленному проекту Ф. И. Руско. Величавый трехпрестольный храм освятил 15 ноября 1842 г. экзарх Грузии митрополит Иона. По его образцу на средства старосты единого прихода П. И. Пономарева в 1850—1852 гг. возвели еще одну, Всесвятскую церковь.
Единственная ныне сохранившаяся полностью церковь св. Иова, таким образом, является предпоследней по времени постройки из пяти храмов Волкова кладбища.
В начале XX в. церковь св. Иова часто называли «Крюковской». В народном наименовании отразилась благодарность к «создателям и благотворителям святаго храма сего» — Санкт-петербургскому роду Крюковых. Инициатива возведения храма принадлежала Параскеве Крюковой (12.10.1818 -19.09.1902) — вдове потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иова Михайловича Крюкова (1816–1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31. И. М. Крюков получил домашнее образование, состоял в купеческом сословии, с 1859 г. являлся членом Коммерческого суда, выборным от купечества. Он имел трех сыновей — Гавриила, Михаила и Николая и двух дочерей: Евдокию и Ольгу. Две дочери, Параскева и Вера, умерли во младенчестве. Крюковы, известные своей благотворительной деятельностью, являлись прихожанами церкви св. Екатерины на Кадетской линии. Крюков умер 19 мая 1884 г. и был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму — причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 г.) и император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 г., в очередную годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. В современных границах Санкт-Петербургской епархии и на всем северо-западе России находится только одна церковь во имя св. Иова — кладбищенская в г. Тихвине. Ктиторский характер храма, возможно, отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых, в частности, свв. Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, возможно, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая.
Строительство и отделка осуществлялись на средства семьи Крюковых. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры на 40 человек. Росписи с позолотою исполнили И. Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П. С. Абросимов. Освящение храма состоялось 29 октября 1887 г. Богослужение возглавляли митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский), епископ Ладожский Сергий и архимандрит Александро-Невской лавры Никон. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: «Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.».
П. М. Крюкова и члены ее семьи продолжали покровительствовать и своей приходской церкви св. Екатерины. После кончины И. М. Крюкова его торговое дело продолжил Г. И. Крюков, вступивший в 1885 г. в купеческое сословие и основавший фирму «И. М. Крюков и сыновья», купец 1-й гильдии, член С.-Петербургского коммерческого суда, некоторое время также владел трактиром по Б. Сампсониевскому, 70. В декабре 1895 г. он умер, вероятно, не оставив прямого потомства — две его дочери скончались во младенчестве. Братья Николай и Михаил разделили дело: Михаил поселился на Гагаринской, 12, где, получив еще в 1893 г. свидетельство 2-й гильдии, открыл торговлю на Пантелеимоновской, 16; Николай оставил за собой магазин в Гостином Дворе, но вскоре, вероятно, вышел из купеческого сословия.
Весь подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; здесь же, в притворе, был погребен И. А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями: 1) «Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.«; 2) «Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра»; 3) «Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.».
Совпадение дня празднования св. Иова с днем рождения последнего российского императора (6 мая по ст.ст.) послужило причиной предания о посещении церкви св. царем Николаем с Августейшей семьей. В предреволюционный период в церкви совершались нерегулярные, преимущественно заупокойные богослужения при существовании единого прихода постоянно служили лишь в Спасской и Воскресенской церквях.
После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 гг. В 1932—1933 гг. была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 запретили колокольный звон.
Власти неоднократно оказывали давление на приход. В частности, в 1931 г. предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за «отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки». Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 г. областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 г. президиум Ленсовета постановил: «Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства».
Однако церковь так и не была закрыта и сохранила не только свое убранство, иконы, но также некоторые предметы утвари из других, закрытых к 1936 г. церквей Волковского кладбища (описи их не обнаружены). К середине 1930-х гг. храм св. Иова занимал особое положение среди церквей «тихоновской ориентации», приход которой сохранял верность каноническому церковному управлению. На 13 февраля 1935 г. на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте—апреле 1935 г., после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 г. в храме состояли в штате два клирика — протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 — июне 1945 гг. причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).
Утраты памятника многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х гг., а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 г. исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.
13 августа 1976 г. освящен престол в честь Нерукотворного Образа Спасителя и в память о кладбищенском Спасском соборе, закрытом в 1936 г. Чин совершил викарий архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. Интересен антиминс храма с тетраграммой Имени Божия, освященный архиепископом Псковским и Нарвским Стефаном (Калиновским) 29 мая 1744 г. в придел св. Алексия человека Божия знаменитой по своей архитектуре псковской церкви свт. Василия «на горке». На нижнем поле — подпись «Смиренный Симон, епископ Псковский и Нарвский». Преосвященный Симон (Тодорский), законоучитель Петра III и Екатерины II, занял Псковскую кафедру в 1745 г. На внешней стороне этого же антиминса — надпись: «Сей святой антиминс передается для священнодействия в приделе кладбищенской церкви Волкова кладбища в честь Нерукотворного Образа Спасителя в городе Ленинграде. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский. 5 января 1950 г.». Вероятно, уже при Владыке Григории (Чукове) предполагалось устройство и освящение нижней церкви, но оно затянулось на 16 лет.
Антиминс на приставном престоле в главном алтаре имеет на нижней виньетке текст 1928 г.: «Священнодействован Преосвященным Леонидом, епископом Переяславским, викарием Владимирской епархии в лето от создания мира (7837) от Рождества же Христова 1928 месяца октобрия 28 день». Преосвященный Леонид (Антонищенко), устроитель подворья Пекинской духовной миссии в С.-Петербурге, скончался в ссылке в 1937 г. На наружной стороне — надпись: «Сей святой антиминс преподается для священнодействования на переносном престоле в храме св. прав. Иова на Волковом кладбище города Ленинграда. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский 1954 года апреля 16 дня». На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.
Ремонтно-реставрационные работы, проводившиеся в середине 1980-х гг., включали обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение. В 1996 г. были отремонтированы фасады.
Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле. На окладе образа свт. Николая — надпись: «Сочинена сия риза на нарочные деньги старанием и тщанием капитана Паменбаха, подпоручика князя Ивана Щербатова. Июня 12 дня 1744 г.». Нельзя исключить происхождение древнего образа Спаса Нерукотворного (около XVI—XVII вв.) из ныне разрушенной Благовещенской единоверческой церкви на Волковом кладбище или Спасского собора. Сохранились изначально находившиеся в храме большие иконы с изображением явления Господа св. Иову (Иов. 42, 5–6), явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, свт. Иоанна Златоуста, исцеляющего бесноватого отрока, молящегося свт. Григория Богослова и служащего литургию свт. Василия Великого. Феодоровская икона Божией Матери (при входе слева) имеет подпись известного мастера Василия Пешехонова (1882 г.). Среди других образов верхнего храма — икона Спаса Вседержителя, подаренная обществом ремесленников в 1782 г.; апостола Иоанна Богослова (XVIII в.), всех святых, Покрова Божией Матери, св. влмч. Георгия Победоносца (в трансептах); Божией Матери Казанской, Всех скорбящих Радость (XVIII в.) и Петербургской; Спас Вседержитель и Успение (южная стена); Божией Матери Тихвинской, Владимирской (XVIII в.), Милующей, и т.н. «васнецовской»; свв. Иоанна Предтечи (XVIII в.) и Николая Чудотворца (XVII- XVIII вв.).
В западной части храма над хорами — иконы-картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах — «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.
В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором — св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).
В нижней церкви — три чтимые иконы Тихвинской Божией Матери (XVII—XVIII вв.), Сретение Господне (древнего письма) и прп. Варлаама Киево-Печерского с частицей его мощей, Распятие; а также Казанской Божией Матери (XVIII в.), свт. Николая Чудотворца, царя Константина и прп. Серафима Саровского.
Церковь св. Иова является частью исторически сложившегося ансамбля из пяти церквей Волкова кладбища (сохранилось три). Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской). Церковь св. Иова расположена в отдалении от современного входа на музеефицированную часть кладбища «Литераторские мостки». К сожалению, прямой подход к церкви от Камчатской улицы ныне перекрыт.
Возле северо-западного угла находится часовня — усыпальница второй половины XIX нач. XX в. с шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 г.осуществлены значительные ремонтно-реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.
Архитектура храма соответствует традиции русского стиля, распространившегося в церковном зодчестве империи с 1830-х гг. Мастера русского стиля стремились к возрождению национальной архитектурной традиции, в основном утраченной с эпохи петровских реформ, и ориентировались на памятники древнерусской архитектуры. В области архитектуры русский стиль зримо воплотил единство Православной Церкви, самодержавной власти и национального начала. Русский стиль был очень близко принят заказчиками, в первую очередь императором, и доминировал в православном церковном строительстве Российской империи с 1830-х гг. до прекращения храмостроительства после переворота 1917 г. (будь то строительство по «авторским» или типовым проектам), тем самым являясь одним из важнейших свидетельств о духовной жизни русского народа. Основоположником нового направления стал академик, профессор архитектуры К. А. Тон, по имени которого первый этап русского стиля часто называют «тоновским». Его прототипы — образцы раннемосковского зодчества (XV—XVI вв.). К. Тон возродил особое, как это было в средние века, значение храмового проектирования; а его значение в создании русского архитектурного языка современники сравнивали со значением Пушкина в русской словесности. Тоновские образцовые проекты, изданные в столице в 1838 и 1844 гг., официально рекомендовались для нового церковного строительства и широко использовались.
Композиция церкви св. Иова соответствует альбомам К. А. Тона и традиционной для русского зод- чества трехчастной схеме: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго — «романовского» этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880–1890-е гг. — луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки. «Московско-ярославский» или «романовский» стиль начал распространяться с 1870-х гг. и отличался особым вниманием к декору в духе XVII в. Более органичное воплощение он получил при строительстве небольших храмов, таких, как церковь св. Иова.
Основной четверик завершен пятью главами (центральная — световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.
Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов — два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики. Два центральных кокошника — трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте — майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 г.
Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном-щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994—1995 гг. украшены прямоугольными иконами, изображающими св. Иова со свитком, на котором слова: «Бог дал, Бог взял» (слева), и Спасителя (справа). Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна — прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани — килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.
В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане «латинский крест». Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева — «Суд Пилата», справа — «Предательство Иуды»); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана — фигуры восьми святых в рост (с запада — ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана — изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем — надпись: «Кто Бог велий…», в барабане — «Слава в Вышних Богу…», в арке над притвором — «Вниду в Дом Твой». Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним — трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора — хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.
О признании художественных достоинств архитектуры храма говорит тот факт, что при проектировании новой церкви на кладбище — усыпальницы Колобовых (1901) — гражданский инженер Л. В. Шмеллинг без особых изменений воспроизвел тип постройки Аристархова. Церковь св. Иова является одним из наиболее характерных образцов церковного зодчества С.-Петербурга в русском стиле, памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. Это единственная уцелевшая церковная постройка архитектора Аристархова, одна из немногочисленных церквей, в которой никогда не прекращалась молитва.